Наталья Шалагина
художник живописец

Главное меню

О творчестве Натальи Шалагина
Гусарина Майя
искусствовед, художник, член СХ России, ТХС России г. Рыбинск

С 5 февраля по 25 февраля 2024 года в Рыбинском историко–архитектурном и художественном музее-заповеднике экспонируется персональная выставка художника Натальи Шалагиной. На выставке представлено более 80 живописных полотен и графических листов.

Выставка профессионального художника Натальи Шалагиной знакомит зрителя с уникальными природными уголками России –это серия «Алтайскими дорогами». А также с пленэрными работами, созданными в Германии. Художник активна и имеет большой выставочный опыт.

Первое впечатление от работ живописца –это жанровой разнообразие. Художнику интересен и натюрморт, и пейзаж, и портрет, жанровые композиции. В основе творчества Натальи Шалагиной –это школа реалистического искусства. Она проявляется в живописных портретах родных («Мама» 2010 г., х.м, «Звезда прадеда» 2015 г., х. м.), в пейзажах («Собор Архангела Михаила, Сочи» 2018 г. х. м., «Церковь в честь введения во храм Богородицы» 2017 г., «Конец сезона» 2021 г., «Натюрморт с шиншилами» 2021 г., х.м.).

Заставляют задуматься о философских вопросах бытия концептуальные композиции художника: («На память» 2020 год, х. м., «СССР» 2018 г., х.м.). В этих полотнах Н. Шалагина визуализирует свои раздумья о современном мире, о непростой судьбе своей Родины.

В целом созданные произведения художника Натальи Шалагиной несут в себе мощный энергетический заряд молодой творческой натуры. Живой, непосредственный взгляд чувствуется и в пленэрных работах по родному краю, в южных российских пейзажах, в графике, созданной в Германии.

Изучая более подробно произведения Н. Шалагиной, написанные в жанре натюрморта нельзя не обратить внимание на полотно «Эпоха за стеклом» 2018 года. Через композицию из фарфоровых статуэток живописец погружает зрителя в романтическую атмосферу эпохи рококо.

Взгляд скользит по изящным статуэткам милых дам в напудренных париках и пышных платьях.

Второй натюрморт, экспонирующейся на выставке имеет восточный аромат и называется «Семь нянек» 2007 года. Композиция представляет из себя группу фарфоровых статуэток девушек, одетых в восточные костюмы и тюбетейки.

В этих произведениях Н. Шалагина твердо опирается на реалистическую школу начала 20 века, на творчество А. Я. Головина, художников объединения «Мир искусства».

«Натюрморт с шиншилами» 2021 года передает творческую атмосферу личного пространства художника. Работу отличает легкая серебристая гамма, поэтичность. Зверьки добавляют ощущения уюта, камерности.

Стремление к декоративности проявляется в созданном в 2021 году полотне, «Жизнь смородинки» 2021г. х.м. Похожая на батик, или театральную декорацию картина написана с применением насыщенных декоративных пятен красного и зеленого.

Н.Шалагина любит писать портреты родных. Ранние портреты живописца написаны в традиционном реалистическом стиле изобразительного искусства начала XX века. Наиболее интересны портреты «Мои любимые мужчины» 2021 г., «Друзья» 2022 г..

«Мои любимые мужчины» это семейный портрет, написанный в современном модернистском стиле. Три мужских фигуры изображены сверху на подиуме или деревянном настиле, который имеет четкую геометрию. От этого композиция становится динамичной.

Композиция имеет символическое значение: трое мужчин разных возрастов греются у очага на фоне надвигающихся сумерек. Художник транслирует зрителю важность семейных ценностей.

Удачный по композиционному решению можно назвать и полотно «Друзья» 2022 года. Фигура немолодого мужчины, сидящего в современном, интерьере городской квартиры написана реалистично. На кровати расположились его любимые собаки.

Такое пластическое решение роднит искусство Н. Шалагиной с группой Молодых британских художников из Лондона, которая была основана в 1992 году.

В пейзажах Наталью Шалагину как художника интересует то бескрайнее пространство лесов и степей, то лирика городского пейзажа. В пейзажном жанре наиболее выражена эволюция художника от реалистического пейзажа («Телятник» 1998 г.), к пейзажу декоративному.

Для северных пейзажей характерна панорамность, уравновешенность, эпичность. К этой группе можно отнести такие произведения как «Конец сезона» 2021 г., «Осень на Телецком озере» 2020 г., «Лыжники» 2017 г., романтичный городской пейзаж «Вечерний Новосибирск» 2019 г.

Полотна «Собор Архангела Михаила, Сочи» 2018 г., имеет уравновешенную композицию. Художник Н. Шалагина изображает архитектурный ансамбль немного снизу, от чего работа приобретает монументальность.

Близка по настроению и композиции работа «Церковь в честь введения во храм пресвятой Богородицы» 2017 года. Живописное произведение выражает радость Бытия, торжество православной Веры.

Художник Н. Шалагина любит изображать зимние пейзажи, при этом ставит себе разнообразные как композиционные, так и цветовые задачи. Так в пейзаже «Сибирь»2019 г. изображается таинственный заснеженный лес.

В произведении «Зимняя сказка» 2022 г. художник увлекает зрителя в таинственную глубину зимнего леса.

Пейзаж «Лыжники» 2017 года раскрывает тему отдыха человека на природе. Кулисой смотрится группа деревьев, группа лыжников создает музыкальный ритм силуэтов фигур на первом плане. Возвышенный, спокойный строй картины отсылает нас к произведениям советских мастеров кисти 70-х годов. Цветовая гамма лаконична и декоративна.

В пейзаже «Козья тропа. Чемал» 2021 г. техника наложения мазка изменяется: каждый мазок кладется художником отдельно, напоминая нам о художниках –пуантелистах начала XX века.

В стиле пуантелизма, постимпрессионизма написаны пейзажи на пленэре в Германии. Таковыми являются этюды «Германия, уже ночь» 2019 года, «Посидела, отдохнула» 2019 года, «Германия. Здесь позавтракала» 2019 года, «Германия заходила в магазины» 2019 г. «Походила, погуляла» 2019 г..

Празднична и декоративна преподносится архитектура немецкого города. Сама техника наложения мазков на холст создает цветовую игру пятен.

В вечернем пейзаже «Германия, Уже ночь»2019 г. цитируется небо Ван-Гога. Художник Н. Шалагина осознает свою сопричастность к Европейской культуре.

Графическая серия архитектурных немецких пейзажей раскрывает богатство и красоту Европейского города.

Богат графический материал и по родной России- традиционный сельский уклад соседствует с современными приметами времени. Человек и природа в произведениях Н. Шалагиной находятся в мирном гармоничном союзе.

Находясь в поисках своего стиля, своей темы Н. Шалагина раскрывает в каждом полотне тему вечного и прекрасного мира, полного света, цвета и жизни.

2024
Яндекс.Метрика