Main menu

Открытие выставки Натальи Шалагиной
Заложных Юлия
Исскусствовед, культуролог, заведующий эспозиционно-выставочной деятельностью Калужского музея изобразительных искусств

Первое что приходит на ум при знакомстве с художественными работами новосибирского художника Натальи Шалагиной – это та смелость и быстрота с которой она осваивает и выдает свой авторский взгляд на художественные традиции мирового искусства. Как раз одной из особых черт русской художественной практики на всем протяжении ее исторического существования является процесс овладения русскими мастерами наследия других культур, с одновременным поиском, в том числе на основе уже осмысленного материала, собственных самобытных путей развития. Так было с византийским искусством и западной портретной живописью, находками импрессионистов и другими европейскими «-измами». Важно подчеркнуть и ту временную быстроту, с которой русские художники содержательно и технически «разбирали» предложенные образцы и вырабатывали национальный вариант искусства. Обе характеристики явно прослеживаются в творчестве Н. Шалагиной. Здесь она выступает плоть от плоти отечественной школы живописи.

Н. Шалагина — интересный современный художник, для чьей творческой натуры характерна многовекторность поиска. Н. Шалагина успешно работает и проявляет себя и в живописи, и в графике, умея оставаться пластически убедительной как в стремлении к раскрытию живописной выразительности полотна и многообразия цвета, так и в грамотном подчинении и оперировании тем же цветом при решении линейных художественных задач или поиске красоты штриха в графических листах.

В ранних живописных работах («Телятник», 1998) мастер явно ориентируется на образцы академической живописи с ее тягой к детальной сделанности и гладкости письма. Еще неуверенная работа автора с цветом компенсируется достаточно удачно найденной композицией стада, а также попыткой передачи движения и повадок животных, пришедших на водопой. Технически более совершенными и уже профессионально раскованными выглядят работы художника, созданные с середины 2000-х г. и до настоящего времени. В них Н. Шалагина легко и, как будто играючи, осваивает и творчески перерабатывает историю мирового искусства. Видно, что ей интересно работать в разных художественных течениях, начиная с реализма и импрессионизма, она находится в постоянном поиске новых открытий, узнавая кистью примитивизм, фовизм, символизм, и даже вплотную подступая к абстрактному освоению мира. Попробовав многое, в каждом мастер находит свое я – авторское и личностное начало, лучше всего, по нашему мнению, раскрытое им в графических сериях темперой на бумаге.

Как художник Н. Шалагина активна не только в проработке формы и технических приемов, но и многоаспектна в содержательном наполнении полотен. Это портреты и пейзажи разных мест России и Европы, сюжетные сцены, натюрморты, анималистический жанр и даже композиции с философско-историческим уклоном.

В портретной живописи Н. Шалагина пишет самых близких своих людей, свою семью. Работы «Дедушка» (2007), «Бабушка» (210), «Мама» (2010) — это классические по композиции трехчетвертные изображения, где человек показан в полный или практически в полный рост на фоне пышной природы, уголка сада или растений в кадках. Раскованный, смело положенный мазок передает не только физиологические особенности моделей, световые рефлексы на одежде и окружающих предметах, но и настроение человека – задумчивость и легкую затаенную грусть. Минорность общего эмоционального тона полотна уравновешивается яркостью и определённой декоративностью красок, создавая сложно наполненные по восприятию человеческие характеристики. По-другому решены портреты Н. Шалагиной — «Звезда прадеда» (2015), «Друзья» (2022), «Мои любимые мужчины» (2021). Перед нами скорее жанровые сценки, в которых автор смотрит на модель со стороны, исподволь, концентрируя внимание не на внешних качествах, а на деятельности или поведении людей. Чувствуется, что для самого художника такие работы являются более интересными по поставленным задачам и возможностям раскрытия личного отношения к изображенными. Так мы словно физически оказываемся включенными в процессрассматривания военной награды вместе с детьми, и, даже не видя их глаз, проникаемся искренним их интересом, который подан художником тонко и без фальши. На первый взгляд по будничному простой кажется сценка с отдыхом на веранде - «Мои любимые мужчины» (2021). Но название работы говорит само за себя, о значимости этих людей для художника. Импонирует и выбранный ракурс – взгляд сверху, позволяющий, с одной стороны, уйти от яркой патетики чувств, а с другой, собирающий искусно выстроенную через геометрические фигуры (прямоугольник формата, треугольники пола и сидящих людей, ромб и круг мангала) композицию в единое целое. Хорошо проработан и колорит полотна: темная зелень оформляет разложенный по тону лилово-фиолетовый, а оранжево-красный цвет огня перекликается с оттенком футболки на переднем плане. Подкупает своим решением и работа «Друзья» (2022), здесь характеристика отца Н. Шалагиной и ее чувства к нему даются не прямолинейно, а через передачу отношения и привязанности животных. Показательно как очень искренно поданы позы и взгляды собак, в которых чувствуется знание художника их повадок, и как обыденно просто представлен отодвинутый в глубину главный герой полотна (да, именно он, по-нашему представлению, является главным, несмотря на название работы) – в домашнем виде, совершенно не позирующим, занятым общением с друзьями. Но сколько неподдельной душевной чистоты в этой характеристике человека, говорящей зрителю намного больше, чем прямое выражение любви.

В натюрмортных работах Н. Шалагина также показывает себя с разных сторон. Вполне привычную композицию с атрибутами искусства, она оживляет маленькими зверьками — «Натюрморт с шиншиллами» (2021), выходя за рамки жанра. Фовизской звучностью цвета отличается «Цикламен» (2018), где срезанный верхний край добавляет работе непосредственности восприятия. Оригинальностью задумки подкупают и два не совсем обычных натюрморта Н. Шалагиной — «Семь нянек…» (2017) и «Эпоха за стеклом» (2018). Главными героями этой «тихой жизни вещей» стали фарфоровые статуэтки, причудливо расположившееся в музейных витринах и на полках. Хорошо переданная фактура и блеск материала из которого сделаны предметы в сочетании с окружающим антуражем, наводят на мысль об особом сказочном мире, представленным мастером живо и с теплотой.

Формально натюрмортом можно назвать и работу «Ирисы» (2020), хотя в ней художник выходит за рамки жанра и показывает не столько красоту этих нетривиальных цветов, а скорее природное сообщество, мир флоры, пронизанный токами жизни разных его представителей. Эта же тематика оригинально подана Н. Шалагиной в крупноформатном полотне «Жизнь смородинки» (2021). На первый взгляд картина больше похожа не на живописный холст, а на яркое мозаичное панно, композиция которого составлена из множества живых существ — птиц, животных, насекомых и растений. Декоративно сделанная она постоянно заставляет глаз работать — искать все новые и новые подробности и детали. Мы с удовольствием рассматриваем оттенки садовых ягод, плавные и ломанные линии листьев, причудливые узоры на крыльях бабочек. Все больше мысленно убеждаясь, как, на самом деле, даже в малом велик окружающий нас природный мир.

Наблюдает Н. Шалагина и за человеческими страстями, вынося им свою оценку и фиксируя увиденное в разнообразных жанровых сценах. Например, в работе «За лучшей долей» (2018), где обычная жизненная ситуация показана в виде иронического повествования со множеством забавных персонажей. Юмористическая канва усилена художником и стилистическим решением холста — в духе примитивистских лубочных картинок из народной культуры прошлых столетий. Примитивизм, но иного шагаловского толка, читается в жанровом полотне «Играем свадьбу» (2020). Вполне реальная сцена человеческого праздника с музыкой, танцами и поднимающими бокалы гостями здесь трансформируется в полуэфимерное, больше похожее на видение или сон действо. Выдвигающиеся с разных сторон люди, вопреки законам гравитации кажутся парящими ввоздухе и дематериализованными, а полупрозрачно написанные силуэты их фигур усиливают задуманный эффект.

Символических аллюзий и культурологических реминисценций полно одно из крупноформатных полотен художника — «Се-Ля-Ви» (2015), на нем в сложной пирамидальной композиции закомпонованы образы, взятые из произведений художников других эпох. Выполненная в монохромной цветовой гамме приглушенно-синего, картина задает сложный и неоднозначный по восприятию эмоциональный тон. Философско- публицистической можно назвать работу Н. Шалагиной «СССР» (2018), напоминающую стилистикой исполнения советские плакаты и кинофильмы. В данном случае художнику удалось создать двойной художественный парафраз, как по форме, так и по содержанию. Сатирой пронизана картина «Фото на память» (2020), по сути являющееся жанровой сценкой, где вместо людей, словно в баснях И. Крылова, расположились животные, показанные каждый со своим характером, настроением и восприятием мира.

По разнообразию практикуемых приёмов и разработанных мотивов можно сделать вывод, что жанр пейзажа является одним из самых любимых Н. Шалагиной. Грамотно работая пластически, она предстаёт динамично развивающимся художником, который все время ищет для себя новые решения и формы подачи. Проанализировав историю европейской и отечественной пейзажной живописи, своим творчеством Н. Шалагина отдает дань всем наиболее значимым ее традициям. Так на стыке реализма и пленэризма автором выполнены произведения — «Конец сезона» (2021), «Телецкое озеро» (2021), «Осень на Телецком озере» (2020), поданные с определенной панорамностью взгляда и раскрывающие красоту и мощь окружающей природы. Показана Н. Шалагиной и рукотворная культурная среда, созданная человеком, — «Собор Архангела Михаила. Сочи» (2018), «Церковь в честь введения во храм пресвятой Богородицы» (2017), «Вечерний Новосибирск. Май» (2019) — полотна в каждом из которых автором прекрасно проработаны эффекты дневного и вечернего освещения, стремительное движение облаков и капризы погоды. По-импрессионистически легко и раскованно, с ощущением сиюминутности бытия и момента жизни написаны — «Фонарь» (2023), «Весна» (2015), «Лыжники» (2017). Хотя последний холст — это скорее «мостик», перекинутый творцом в сторону большей декоративности и обобщения увиденного вокруг. Увлечение решением колористических задач, работа через точечные мазки чистых цветов в духе пуантилистов — «Козья тропа. Чемал» (2021) или более обобщенно решенные «Зимняя сказка» (2022) и «Сибирь» (2021) говорят о новом творческом этапе художницы, связанном, в том числе, с постимпрессионистическими наработками — серия «Германия» (2019) и смелым осмыслением мира в духе фовизма — «Ночь» (2021), «Алтайская ночь», (2021).

В ряде пейзажей художник целенаправленно двигается в сторону более графического решения в живописи, в них он уделяет внимание залитым цветом локальным пятнам и плоскостям, одновременно сочетая их с акцентированием силуэтности и красоты линий. Таковы «Вечерний Новосибирск» (2017), «Надежда» (2016). Продолжение заданной тенденции мы видим и в графической серии матера «Алтайскими дорогами» (бумага, темпера, 2021), которая, по нашему представлению, является одной из лучших находок Н. Шалагиной, и предстает как попытка художника ухода в большую простоту, поиск гармонии и созерцательности. Соединение белого пространства с изысканными, благородными красочными плоскостями раскрывает совершенство мира, задает зрителю вневременную рамку, приближая листы из этой серии к старинному искусству китайской пейзажной графики «Горы и воды».

Серии черно-белой графики «Пленэр в Германии» (2019), выполненные тушью и шариковой ручкой, показывают Н. Шалагину как пытливого наблюдателя. Здесь ее интересует не бытийность, а ритмы и пульс современной жизни, соединение истории с бегом времени.

Современный новосибирский художник Н. Шалагина раскрылась как умелый, даже искусный мастер, стремящийся работать интересно и технически грамотно – поиграть сосветом, оттенками и настроением, а также углубиться в содержание картин, о чем говорят ее сложносоставные композиции, хорошо подмеченные детали и смысловая наполненность сюжетов. В полотнах Н. Шалагиной чувствуется напряженная работа ума, глаза и кисти автора, что не могло не быть замечено и зрителями, оставляющими пронизанные искренней симпатией отзывы о ее творчестве.

2024
Яндекс.Метрика