Наталья Шалагина
художник живописец

Главное меню

О творчестве Натальи Шалагиной
Михайловская Надежда
художник, искусствовед Ишимского музейного комплекса им. Ершова

Мир гармонии и красоты новосибирской художницы Натальи Шалагиной

Существенный Вклад Натальи Шалагиной в развитие и популяризацию отечественного изобразительного искусства не вызывает сомнений. Золотая и серебряная медалистка Творческого Союза Художников России и Российской Академии Художеств, Наталья Михайловна обладает удивительной скромностью и сдержана в оценках своей деятельности. Но еще в древности Симонид Кеосский говорил: " Живопись — молчащая поэзия, а поэзия — звучащая живопись». Чтобы услышать поэзию живописи, надо быть чувствительным, восприимчивым к искусству. На персональной выставке в Ишиме художница нашла такого зрителя: отзывчивого, благодарного, пытающегося понять поэзию ее живописи.

Художницу отличает индивидуализм, творческие эксперименты и искания в желании придать своим произведениям национальный характер.

Мир, создаваемый Натальей Шалагиной в своих картинах, стремится к гармонии и покою. Пластическая трактовка форм, обобщение, плавные линии дарят зрителю, ежедневно поглощенному шумовой завесой городской суеты и потоками информации, редкое и ценное чувство размеренности и равновесия.

Но в некоторых полотнах чувствуется иное настроение автора. Таинственно и медитативно звучат работы «Ночь» и «Надежда». Кажется, что мотивы этих произведений созвучны внутренним переживаниям и откровениям автора.

В картине «Ночь» зритель видит перекресток уходящих вдаль дорог под таинственным небом, расцвеченным звездами. И небо, и характерная контрастная гамма говорят о интересе художницы к творчеству великого Ван Гога. Есть в этой картине что-то от редких запоминающихся снов, увиденных ранним утром и оставляющих ощущение счастья и тревоги одновременно. Распутье дорог… Ведь часто дорога стремится к дому, но, бывает, она увлекает в манящую даль, таит неожиданные встречи. В конечном итоге ведет к поиску смысла жизни, гармонии. Смелыми цветовыми экспериментами, не боясь соседства холодных и тёплых цветов, создаёт она ощущение какого-то органического единства земного и небесного.

Но цветовые пятна не наносятся стихийно: каждое касание кисти продумано, каждое цветовое пятно занимает отведённое ему место. Однако даже при всей этой палитре художница не утрачивает элегического настроения. На полотне под названием «Надежда», казалось бы, не изображено ничего потрясающего. Но, внимательно приглядевшись, зритель догадывается, какие сложные душевные переживания явились контекстом замысла этой картины. Центром композиции является огромный крест, установленный на постамент, неясными очертаниями напоминающий корабль. Силуэты голых, вихревых желто-фиолетовых скал при внимательном рассмотрении трансформируются в какие-то не материальные, а запредельные формы, ступенями увлекающие в тревожную непознанную глубину. При создании высоких контрастов сложно управлять тонкостью, но Шалагина делает это хорошо! Насыщенной контрастной гамме передней части полотна противопоставлена нежная дымчато-голубоватая колористика гряды дальних гор и величавое морское пространство с маленьким, каким-то беззащитным парусником.

Название картины говорит само за себя. Надежда — это эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения. Содержание картины связано с осмыслением состояния человека, переживающего этот эмоциональный процесс.

Тема семьи и родины стала для Натальи творческой традицией и тем Заветом, которому она служит.

Пересматривая картины понимаешь, что именно в семье, рядом с близкими, художница не только проходила первые уроки искусства, но и находила мудрое взаимопонимание, вела творческий диалог в лучших традициях преемственности. На этом пути у Натальи Михайловны возникала новая потребность прикосновения к земле, к жизненной конкретности, к натуре. Ее картины способны изменить отношение к жизни, мысленно отправляя зрителя в детство, где сильна мечта о безоблачном счастье и безусловной любви как к единственному способу существования. И какой же любовью пронизаны образы мамы, бабушки, дедушки на полотнах художницы. Будучи абсолютным визуалистом, Наталье доступно видеть намного больше обычного. Когда смотришь на портрет, ею созданный, перед тобой как бы предстает аура этого человека. Доброта спасет мир, будто говорит нам художница. И мы убеждаемся в этом, глядя на картину «Друзья». Картина трогательная по своему содержанию, теплая и интимная. Художница с огромной любовью и легкой иронией пишет портрет своего отца необычный тем, что в нем нет ни капли парадности. Наталья пишет сцену, которую она будто случайно подглядела и запечатлела со свойственным ей мастерством: отцу, судя по всему, негде расположиться для сна, потому что всю кровать заняли его питомцы. На руке отца пригрелась спящая собачка, и он не в состоянии потревожить ее, и сидит вот так, немного растерянно, и глядит на нее с теплотой и любовью. Разномастные собаки, которых балует хозяин, - преданные и верные существа. А человек, так любящий собак – очевидно, что очень хороший человек. Об этом картина.

Раздумья о вечных вопросах добра и зла, времени и вечности, жизни и смерти легли в основу сложносочиненной картины-метафоры Натальи Шалагиной «Се ля ви». Это своего рода творческая исповедь художницы. На языке образов-символов из истории мировой художественной культуры Наталья рассказывает о быстротечности жизни, о мести и всепрощении, о коварстве и справедливости, о соблазнах, которые подстерегают человека на его пути, и о том, что трудно передать словами, что можно только почувствовать. Зритель вынужден приходить к пониманию замысла художницы опосредованно, через восприятие шедевров признанных мастеров, таким образом существенно расширяя возможности своего личностного познания мира.

Пейзажные произведения Натальи Шалагиной выделяются повышенной энергетикой, насыщенным хроматизмом, музыкальностью. Чувство цвета, его чистота, любовь к звенящему синему делают особенно драгоценной живописную поверхность холстов.

Линия светлого созерцания природы прослеживается в таких работах, как «Утро», «Лесная речка», «Алтайская ночь» и других. Наталья мастерски играет со светом и тенью, создавая кроны деревьев. Определённая пластическая трактовка, переходя из картины в картину, является творческим почерком художницы, легко узнаваемым зрителем. Открывая и поэтизируя скромные мотивы родных уголков природы, художница в своем творчестве опирается на лучшие живописные и пленэрные традиции отечественного искусства.

Произведения Натальи Михайловны Шалагиной несут мощный гуманистический заряд. Художница утверждает красоту мира, пытается раскрыть языком живописи и графики вечные вопросы бытия. Духовная энергия ее холстов противостоит хаосу, распаду и унынию. Особенно остро это ощущается в ее многочисленных пейзажах и портретах, на создание которых вдохновляют художницу русская земля и глубокие семейные корни. Вот потому ее картины восхищают и цепляют даже самого требовательного и утонченного зрителя.

2022