Наталья Шалагина
художник живописец

Главное меню

О творчестве Натальи Шалагиной
Скворцова Анна
искусствовед, директор МБУК "Алейский историко-краеведческий музей"

«Оставьте художников в покое с самого же начала, не троньте ни их чувства, ни их мысли. Не троньте цветка и дерева, не гните их ни в какую сторону, и они сами всегда повернутся к солнцу. Оттуда идет жизнь для них». В. В. Стасов 

Если мы посетим любую выставку современного искусства, то большинство художников, чьи картины там представлены, вдохновлены жанрами модерна и постмодерна. Поэтому творчество Натальи Шалагиной – это как «глоток свежего воздуха» в этом мире авангарда. Это то, что не достает современному зрителю. А уж тем более провинциальному, не искушенному взгляду.

В первую очередь, глядя на картины художницы Натальи Шалагиной, поражает разнообразие жанра и техники написания. Пастозное письмо с широкими смелыми мазками в пейзаже «Зимний вечер» (2009 г.) с яркими контрастными пятнами желтого и голубого, но здесь нет локального цвета, каждый мазок это целая палитра разнообразных оттенков того или иного цвета. Или если обратить внимание на картину «Ночь» (2000г.), мы увидим совершенно другую подачу письма, техники. Очень интересная предметная композиция пронизанная символизмом, каждый зритель может придумать собственную историю, глядя на эту картину. Можно предположить, что собака здесь как символ верности и преданности и только две свечи составляют ей компанию. Именно две свечи… как два человека, их души как огоньки сгорают без остатка, отображаясь бликом в печальных глазах собаки, она все понимает, но ничего не может сделать... лишь наблюдать, как тает воск. Но одна свеча все же выше другой…

Или еще одна картина, мимо которой просто невозможно пройти мимо, «Се-ля-ви» (2015г.) Картина больших размеров, что усиливает восприятие произведения. Живопись монохромна и оттенки холодного вызывают некую внутреннюю тревогу.

«Не говори, что жизнь - игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь - разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит...» («Идеал» Семен Надсон)

Портретный жанр притягивает своей искренностью и простотой выбранных моделей. Вдохновленная работами импрессионистов, Наталья пишет такие портреты как «Мама»(2010г.), «Бабушка» (2010г.) Эти работы наполнены солнцем и воздухом, радужное мерцание красок и переливы света. Одна из ранних работ портрет «Дедушка» (2007г.), «вылеплен» аккуратно и заботливо мягкими теплыми по колориту мазками как маленькими детскими ладошками. И важно расположившийся кот у натруженной руки деда на переднем плане придает уюта этой композиции. Но глаза деда…это смысловой центр всего произведения. Они притягивают, там вся жизнь, такая же глубокая и темная. И детство, тяжелое, военное… А как хотелось беззаботного, веселого, мальчишеского на велосипеде!...

«Звезда прадеда» (2015г.) одна из последних работ написанная Натальей к празднованию дня Победы. Художница изобразила своих детей Вадима и Екатерину. Здесь уже узнаваем выработанный стиль художницы в написании портрета. Нотки импрессионизма неотъемлемая часть картин. Много света и воздуха. Смелая стремительная работа кистью, но руки в отличии от предыдущих работ более детально прорисованы, возможно это несет некую смысловую нагрузку: ведь именно эти руки и звезда являются смысловым и композиционным центром этой картины. Детские ручки в будущем будут хранить эту память о дедушке.

Еще одна из последних работ «Весна» (2005г), отличается более детальной прорисовкой. Это видно в написании двух велосипедов на переднем плане, веточки деревьев. Хотя все остальное выполнено довольно широкими мазками: цветы на яблоне выполнены настолько объемно и бархатно, что вырываются из общего контекста картины, складывается впечатление, что они колышутся от легкого весеннего ветерка и, кажется, что вот-вот можно будет ощутить нежный аромат цветов. Вся смысловая и композиционная нагрузка смещена немного вправо и сосредотачивается на двух велосипедах. Это мужской женский велосипед, о чем свидетельствует наличие рамы на мужском и шляпка на багажнике женского. И, кажется, что где-то рядом слышаться их голоса, молодые, веселые, вдохновленные весной…

Дар – это то, что дано Богом, это то, чему невозможно научиться, какие бы учителя тебя не обучали. Живопись Натальи, это – дар. Не растраченный в пустоту, она реализует его: где-то робко, где-то стремительно и смело. Поэтому нас еще ждет впереди много ярких, светлых, нежных наполненных большим смыслом работ.

«Увидел — и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь...» С.Дали

2016
Яндекс.Метрика