Наталья Шалагина
художник живописец

Главное меню

О творчестве Натальи Шалагиной
Булганина Анастасия
канд. искусствоведения, зав. научно-исследовательским отделом Чувашского государственного художественного музея

Звонкость цвета, игра света и теней, выразительность линий – в такой мир попадает зритель на выставке «Новосибирск представляет» Натальи Шалагиной. Художник пробует себя в различных техниках, направлениях и жанрах изобразительного искусства. Здесь и пейзажи, в которых запечатлена радость художника от общения с природой, и выразительные натюрморты, с любовью написанные портреты близких, тематические композиции, приглашающие зрителя к размышлению. При внимательном изучении работ чувствуешь, что автор постоянно находится в творческом поиске своего стиля и техники. С помощью цвета и мазка он пытается передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Звучащие краски Натальи Шалагиной обладают способностью сплетаться то в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то торжественно скользят по холсту.

Ее источником вдохновения служат произведения художников XIX века – Ван Гога, Ж. Сера, К. Моне, М. Шагала, И. Билибина и других. К примеру, интересны произведения «Цикламен» (2018) и «Ирисы» (2020), схожие по композиционному и цветовому строю с полотнами Ван Гога. Однако цветы Н. Шалагиной написаны иначе. В «Ирисах» мы видим цветочный ковер. Нет горизонта и неба. Все внимание зрителя приковано только к цветам. Они будто стремятся к свету, в них нет напряжения, передано чувство покоя и любования каждым цветком.

Привлекает внимание и серия работ, посвященных путешествию по историческим местам Германии – «Германия. Уже ночь», «Германия. Еще не ночь», «Германия. Посидела, отдохнула» (все 2019) и другие. В них особо выразительно написано ночное небо, где звезды, нарочито увеличенные, огромные, окружены ореолом мерцающего света, создающими ощущение вращения в бездонных глубинах Вселенной.

Пейзажи Натальи Шалагиной отличаются проникновенностью изображения природы. Молодому автору свойственно лирическое ее восприятие, и эта поэзия чувств становится главным содержанием полотен. Она не стремится поразить необычностью композиционного решения, и в этом заключается их прелесть. Так, невозможно пройти мимо зимних пейзажей, восхищающих своей холодной красотой «Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы», «Вечерний Новосибирск», «Лыжники» (все 2017), «Сибирь» (2018), «Сибирь» (2019). В них художник умело чувствует состояние этого времени года. С помощью тонких нюансов синего цвета произведения полны леденящей свежести, мороза, но при этом удивительной радости и тепла.

Другое полотно «Весна» (2015) – словно символ расцвета жизни. В непритязательном мотиве автор с большой теплотой и любовью повествует о прелести бытия, любуется пышным цветением яблони, обещающей по осени щедрый урожай.

Сюжетно-тематические композиции художника вызывают на размышления о явлениях действительности – «Се-ля-ви» (2015), «Танцующие вакханки» (2016), «Эпоха за стеклом» (2018), «СССР» (2018), «За лучшей долей» (2018) и другие.

Чувство живой природы, ее реалистическая многогранность в полотне «Жизнь смородинки» (2021), привлекающем своим празднично-радостным мироощущением. В необычной композиции, тяготеющей к декоративности и наполненной множеством деталей, художник создает образ счастливой полноты жизни, плодородия, изобилия плодов и всего живого. Мы будто попадаем в волшебный райский сад. В нем с яркими и звонкими переливами и столкновениями сочных цветов звучит тема вечности и продолжения жизни.

Графика Натальи Шалагиной представлена на выставке двумя большими сериями – «Пленэр в Германии» (2019) и «Алтайскими дорогами» (2021). При детальном изучении листов видно, как умело художник передает характер местности, каждая взята в каких-то своих типичных проявлениях. В них нет «сочиненности» - все сюжеты «подсмотрены» в жизни. Поэтому они правдивы и убедительны.

В первой из названных выше серий не случайно автор использует тушь и шариковую ручку, с помощью которых передает ощущения строгости и сдержанности живущего в этой стране народа. Основными выразительными приемами служат лаконичные линии, плоскости, легкая штриховка и тоновая затушевка.

В Алтайской серии подчеркнуты величие и сила первозданной природы - ее множество озёр, бурных рек и безмолвных пейзажей, залитых солнцем. Каждый лист имеет свое композиционное решение, и в то же время все они объединены общим зеленовато-серебристым колоритом. Художник применяет возможности темперы при передачи цвето-воздушной перспективы, пространства, глубины, используя тональную растяжку от высоких темных елей на первом плане до светло-голубоватого неба. Разнообразна палитра в трактовке гор – пастельно-зеленоватые, освещенные солнцем, и охристо-фиолетоватые каменистые вершины. Автор стремится запечатлеть взволновавший его мотив и донести до зрителя свои восторженные чувства.

На выставке становится заметно, что путешествия по миру духовно обогащают художника. И хочется надеяться, что постоянная смена впечатлений сохранит в нем свежесть восприятия натуры, будет поддерживать творческий тонус и поспособствует поиску новых стилистических приемов.

2023
Яндекс.Метрика