Когда оказываешься на выставке Натальи Шалагиной, то словно окунаешься в бескрайнюю синеву ее полотен.
Для художника возраст 36 лет – очень юный, несмотря на это, автор имеет огромное количество наград и отличий, в том числе Серебряную медаль Академии художеств. В Ачинске проходит её 53-я выставка, на которой представлены 82 работы. Она открылась в музейно-выставочном центре и продолжит работу до конца июля.
Новосибирск представляет
Выставка самобытной художницы увидела свет в рамках передвижного выставочного художественного проекта «Новосибирск представляет». Настоящее путешествие претерпевают картины, переезжая по городам России, от европейской части и Урала до Сибири. Всего таких арт-площадок 30, Ачинск стал очередным пунктом красивого турне.
Еще до открытия посетители МВЦ, приходившие на другие выставки, могли наблюдать ее в ходе подготовки экспозиции. И уже с самого начала фотографировались около знаковой работы мастера «Се ля ви». Это грандиозное полотно находится прямо в центре выставочной площади, настолько поражает и притягивает эта работа.
У каждого творца есть понятие «муза», так вот у нашей героини таким ангелом-хранителем и «музой» является ее отец. Михаил Владимирович – настоящий подвижник, друг, единомышленник и помощник во всех начинаниях дочери.
Он рассказывает, что талант Наташи заметили в еще очень юном возрасте. Однажды супруга отлучилась по делам и оставила полуторагодовалую малышку под присмотром папы. Девочка вела себя беспокойно, и молодой отец задумался, чем бы занять дитя. Ни одна игрушка Наташу не вдохновила, тогда родитель вручил ей лист бумаги, карандаш и краски.
Через некоторое время его насторожила подозрительная тишина. Когда он подошел к дочке, то обнаружил, что на листе она изобразила нечто. На первый взгляд каракули, а затем, как присмотрелся, понял, что, вероятно, это кошка. С тех пор будущий стипендиат академии художеств не выпускала карандаш из рук.
Дайте Гойю
Одна из поразительных семейных историй гласит, что до рождения судьба девочки давала о себе знать совершенно чудесным образом. Однажды мама Ольга Ивановна, будучи беременной, заявила мужу: «Хочу Гойю». На тот момент отец семейства понятия не имел, что это за Гойя. Подумал, что это некий фрукт, так как обычно беременных тянет на экзотические вкусы.
Муж заявил любимой, мол, все в твоем положении требуют солененького, а ты – какого-то Гойю. Откуда родилось в голове это странное слово, она и сама сказать не могла. Отправился супруг на рынок, а там мужчина продавал книги, среди которых лежал экземпляр, на обложке которого значилось «Гойя». Книгу про великого испанского художника отец, понятно, купил, и беременная Натальей жена прочитала ее от корки до корки за сутки.
– Видимо, уже в животе у мамы дочка просила то, что станет смыслом ее жизни, любимой работой, предназначением, – смеется Михаил Владимирович.
«Она видит по-своему»
Когда девочке исполнилось 7 лет, ее отдали в художественную школу. На некоторое время учительницу Наташи стал подменять пожилой преподаватель. Через неделю он сказал отцу: «Не надо вашей дочке ходить в художественную школу». Понятно, папа, трепетно относившийся к дарованию своей девочки, запереживал, в чем дело. Преподаватель пояснил: у Наташи совершенно самобытное видение всего, она видит и пишет по-своему. А школа может ее сломать: здесь жесткие каноны техники, определенная программа.
Но Наталья стала профессиональным, очень глубоким и очень трудолюбивым художником. Ей все время кажется, что нужно еще лучше и еще больше рисовать. Бывает, рассказывает отец, она ходит-ходит, думает, говорит, что не знает, как улучшить картину. И трудится, трудится, трудится…
У Натальи много работ, выполненных в темперной технике. Эти краски немного напоминают акварель, изготовлены на основе сухих порошковых пигментов, только более насыщенные.
Многие картины Шалагиной – из турне по Германии. Она искусно передает необычный стиль ее построек, который появился еще в Возрождение. Потрясающие работы сельского колорита, к примеру, «Телятник». Как рассказала искусствовед, директор МВЦ Светлана Капошка, полотно «Мои дорогие мужчины» пришлось разместить… на полу, так как это взгляд сверху.
«Я училась рисовать»
С детства младшая дочка Наташа отличалась сдержанностью и серьезностью. Старшая Лена – противоположность, очень коммуникабельна, в любой компании не растеряется. Для младшей общаться и давать интервью, к примеру, – наказание. Говорит она скупо и неразвернуто, всегда просит красноречивого Михаила Владимировича ответить на вопросы публики и журналистов, с чем папа справляется блестяще.
Однажды корреспондент о чем-то спросила героиню, а она ответила: «Вот вы на кого учились?». Та сказала, что на журналиста. «Вы учились писать и говорить, а я – рисовать», – резюмировала Наталья.
Ее работы очень разноплановые, сама художница поясняет это так:
– Скажу честно: я всегда переживаю, как публика отнесется к моему творчеству. Стараюсь писать в разных жанрах, в разной технике, реалистично, чтобы творчество было понятно зрителю любой возрастной категории.
О себе Наталья рассказывает лаконично:
– Живу я обычной жизнью молодой женщины. У меня муж и двое детей. Очень люблю свою семью, родителей, сестру и скучаю по уже ушедшим бабушке и дедушке. Люблю свою профессию, стараюсь много работать. Если есть финансы, то путешествую.
А к ачинским зрителям художница обращается так:
– Надеюсь, я вас не разочарую. Для меня очень важно понимать вас. Всем удачи, здоровья и любви.
В настоящее время за плечами Натальи три проекта. Один посвящен малой Родине, Наталья объехала все районы Новосибирской области. «Города Сибири» повествуют о ее путешествии по Алтаю и Кемеровской области. В одном из необычных и эксклюзивных проектов приняли участие 45 музеев разных областей. 74 свои работы художница подарила в эти музеи. А к 80-летию Новосибирской области Наталья приурочила свою 50-ю выставку в рамках проекта «Юбилей».
Такова жизнь
Знаковая работа «Се ля ви» – отдельная страница профессионального и жизненного пути Натальи. Когда ей было 33 года, возраст Христа, она стала стипендиатом Министерства культуры РФ. В рамках проекта «Диалоги с классикой» она задумала написать грандиозную картину, но не знала, как к ней подойти.
Полотно включает символы и памятники разных мест мира и повествует о жизни человека от рождения до смерти. Венчает начало и конец жизненного пути на этой философской работе голубь – знак Духа. Многомерное полотно притягивает, как магнит, и заставляет человека долго всматриваться в выразительные фигуры в многофрагментарной картине.
Около полугода женщина осмысливала замысел, сделала тысячи набросков и затем взялась за работу. Как вспоминает тот период отец, она задавала ему странные вопросы о его соображениях о… смерти. Поначалу папа призывал дочь выбросить эти мрачные мысли из головы, а потом понял: смерть сопровождает жизнь, она всегда ходит рядом с человеком, пока он на земле.
К слову, никто в семье, ни прежние поколения, ни дети Наташи тяги к живописи не проявляли. Хотя отец уверен: любой человек – художник, неважно, пишет он картины, сочиняет музыку или танцует. И зритель, который приходит на выставку, – тоже художник, ведь он видит картину своим, индивидуальным взглядом.
Екатерина Василенко