Наталья Шалагина
художник живописец

Главное меню

О творчестве Натальи Шалагиной
Кочарина Любовь
искусствовед Курганского областного художественного музея

Около семидесяти живописных и графических работ персональной выставки молодой художницы из Новосибирска заполнили один из самых светлых залов Курганского областного художественного музея. Светоносное лето — благодатна?! пора для выставок. Выпускница Новосибирского художественного училища Наталья Шалагина определенно отдает предпочтение жанру пейзажа. Начиная с этюдов студенческой поры, написанных еще не очень уверенной рукой, до ярких композиций последних лет ей интересен живой, играющий красками мир вокруг.
— В первый же день в «Книге отзывов» появились записи гостей выставки с благодарностями «за позитивные светлые впечатления». И правда, в экспозиции преобладают жизнерадостные, светлые крупноформатные пейзажи, посвященные то зимней заснеженной красоте — «Свиристель», то цветущему сиянию майской природы — «Весна», то солнечному трепету осенней золотой листвы в высоком голубом небе — «Одинокая осень».

Этот мир, словно наполненный птичьим щебетанием свиристелей, стрекотанием сороки и деловитым «диалогом» ворон, нас, городских жителей, замороченных повседневной суетой «вне природы», возвращает к ней, природе, простейшим способом.

Любовное, а где-то и уважительное внимание к натуре — одна из самых важных и обнадеживающих черт живописи Натальи Шалагиной. Она подкупает и в морских пейзажах, и в портретах «Бабушка» и «Дедушка», и в больших композициях «Деревенский двор» и «Снежно», и в раннем этюде «Мостик».

Живущие в благодатном теплом и щедром краю бабушка и дедушка художницы — коренные представители кубанского казачества. Может быть, южная кровь, что течет в жилах Натальи, и наделила ее тем декоративно-ярким и звонким чувством цвета, которое сказывается особенно в работах, перекликающихся с любимыми художницей произведениями мирискусников, — с театральными эскизами Головина, Бакста, с композициями Билибина. Небольшие живописные этюды в витрине — «Южный тополь», «Сочи», «Анютины глазки» — появились под впечатлением большого путешествия по южным городам, они красиво и смело сгармонированы по цвету, а еще яркость южной природы отчасти провоцирует обращение к другой технике, прямой противоположности живописи. Это графика — только три цвета: цвет бумаги — золотистый или серый, черный — уголь или карандаш и белый — темпера. В графической серии «Сочи» автора увлекает сочетание романтических архитектурных форм — арки, башенки, балконы и экзотической южной флоры — стройные кипарисы, пышнолиственные «недотроги», цветущий кустарник. Выразительная игра линии и пятна, фактуры, создающей эффект гравюры 18- 19-го века. Культура графики открывает нам новые возможности автора и разнообразие ее стилевых предпочтений.

Совершенно иной стиль в построении композиции, в структуре листа художница представляет нам в серии «Атамань». Это музей под открытым небом в Краснодарском крае, на Таманском полуострове. Музей кубанской казачьей культуры позволяет нашим современникам вернуться лет на сто, может быть, больше, назад и представить себе этот ныне утраченный быт, этот особенный уклад жизни, подчиненный природному циклу смены времен года и своему строгому уставу... Видимо, что-то всколыхнулось, отозвалось в душе художницы, может, память предков подсказала строй и интонацию листов новой серии: рисунок живой и «немногословный», сдержанный. Вся серия — как прогулка по большой живой станице: сперва взгляд издалека, потом по мостику через овражек переходим, и вот разворачивается перед нами станичная жизнь... Впечатлений от музея хватило аж на две серии «Атамани».

В творческих поездках, встречах, впечатлениях художник находит темы для новых своих творений, но и повод для поиска новых форм, приемов, нового языка — более выразительного, эмоционального. Интересно наблюдать эволюцию живописного стиля.

Вот в пейзаже «Зимний вечер» 2009 г. слепяще-яркие контрастные цвета, звенящие контрасты света и тени написаны с такой свободой и даже восторгом, от которого у художника и у иного зрителя просто дух захватывает — даже вроде бы и с перебором. А рядом «Речка Тула» — 2016 г. — тоже зимний пейзаж, тоже красивый, собранный, смягченный по цвету, гармоничный, спокойный, а кому- то уже кажется, что буйства 2009 года, того чрезмерного не хватает. А еще одна речка, «Речка Алеус» —    2016 год, такая сказочно яркая, завораживающая, опять иная, не похожая ни на первую, ни на вторую. Пейзаж — не будем забывать
—    самый точный диагноз душевного состояния автора.

Эволюция стиля, авторского языка, это не прямая линия, ведущая непременно вверх или вниз. Скорее, похоже на тропинку — то лес, то луг, то золотое поле, то высокий холм. Важно для художника оставаться самим собой. И избегать соблазнов — а их сегодня более чем достаточно. Есть интернет — сидишь ты где-то на Урале, а на экране — Мальдивы, нашел красивый кадр, зафиксировал и рисуй. Чем тебе не путешествие? Но это ведь то же самое, как портрет по фотографии. Если ты натуру знаешь — то это лишь напоминание, композиционная подсказка. А если не знаешь — какой там воздух, какой там свет, как тень от облака скользит, то фотография — костыль, а композиция —    инвалид. Есть еще ловушка опасная —похвала заказчика. Она, увы, чаще всего означает, что художник полностью подчинил и глаз, и руку, и волю свою заказчику. Конечно, может быть, они и совпали во всем, но это же раз на миллион, чтобы именно глаз, то есть видение художника, с кем-то совпал. Другое дело, если уже написанная живопись кого-то осчастливила и вдохновила — это как стихи — «я чувствую, а он, поэт, так сказал, такими словами, что мне бы и на ум не пришло, а получилось верно».

Наконец, есть еще салон — когда «всем нравится». Существует у современных авторов понятие «шлягер». Во времена рыночной экономики оно родилось и, обеспечивая материальную базу, то есть, простите, жизненный уровень, убаюкивает творческое сознание формулой: одну работу в салон, а одну — для себя. Но на самом деле салонный вирус — грозная опасность для творческой личности. Хорошо было Пикассо, он мог в пятьдесят лет уже сказать: «Я не ищу, я нахожу». Но ведь он вопреки этим словам всю жизнь осваивал то новые темы, то новые формы, то новые жанры. А молодому художнику пристало идти вперед, искать себя, не утрачивая в себе главного — веры в жизнь, в окружающий мир, в искусство, которое сберегает прежде всего внутреннюю красоту.
Одна композиция на выставке очень резко отличается от всей экспозиции. Она задумана монументально, по жанру ее определили как «экзистенциальную драму». Называется эта работа «Се ля ви» и представляет собой столь же философическое собрание скульптурно-живописно-графических цитат из истории мирового искусства. Единый сумеречно-монохромный колорит этой жутковатой пирамиды навевает мрачные мысли, а саму пирамиду венчает смерть с косой.

Происхождение этого полотна могла бы, вероятно, объяснить нам только сама художница. Могу лишь сказать, что выглядит оно чужеродным в окружении ярких пленэрных пейзажей, в чем-то — в использовании приемов, в трактовке цвета или формы — спорных, но полных жизнелюбия, солнечных и светлых. В противовес этому сумрачному впечатлению хочу назвать как ориентир для всех посетителей выставки небольшую, но замечательную темперную композицию «Лошадка» (2015). Она оказалась в экспозиции рядом с графической серией «Сочи».

В этой удивительной по нежности и легкости манеры работе есть и точность наблюдения за натурой, и — как из Серебряного века — изящество мотива, и непринужденность авторской интонации. И, что немаловажно, свободное владение темперой, краской непрозрачной, но очень чистой по цвету, чуть мерцающей, настоящей лакмусовой бумажкой для живописца. Именно эту «Лошадку» я запоминаю, уходя с выставки с благодарностью к молодой одаренной художнице из Новосибирска и пожеланиями успеха на сложном и счастливом — при всех искушениях — пути к самой себе.
 

2017
Яндекс.Метрика