Наталья Шалагина
художник живописец

Главное меню

О творчестве Натальи Шалагиной
Новикова Людмила
искусствовед, зав. выставочным залом Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

Ни имя, ни творчество молодой художницы из Новосибирска нам, бийчанам, незнакомо. Но с первого взгляда любой зритель, даже не искушенный в вопросах изоискусства, ощутит обаяние незаурядности, которое излучают картины Натальи Шалагиной. Это чувствуется в лирической мягкости и духовной наполненности ее работ, особенно пейзажных. Выставка дает основание предположить, что пейзаж как жанр живописи душевно близок художнице, что природа Сибири ею глубоко изучена, продумана и прочувствована во всех разнообразнейших состояниях погоды и времени дня. Убедительно передавать это изменчивое состояние природы, тончайшие цветовые колебания световоздушной среды позволяет исключительно развитое у художницы верное понимание общего тона. Поэтому так правдивы и искренни по заключенному в них чувству пейзажные картины.

Веселый морозный снежный свет излучают картины «Свиристель», «Мой город», «Речка Алеус». Тихим шелестом листопада наполнена картина «Одинокая осень». Праздник зимнего света, хрупкость и недолговечность красоты опушенных инеем, засыпанных снегом кустов и деревьев на берегу еще не замерзшей реки, («Речка Тула») переданы автором с замечательным мастерством. Глаз не оторвать от этих полотен. Их поэтическую одухотворенность, светлую задушевность почувствует любой зритель, неравнодушный к красоте природы и живописи. Здесь, как и в других картинах, автор обнаруживает незаурядный живописный и пластический дар.
Сильное впечатление производит картина «Зимний вечер». Яркие контрасты теплых желто-оранжевых лучей заходящего солнца и густых сине- фиолетовых теней на снегу, цветовое напряжение и широкая обобщенная кладка краски обнаруживают живописный темперамент и колористическое дарование автора. Эти свойства также ярко выражены в серии картин с морскими мотивами, в их динамичных цветовых и линейных ритмах, в изысканной красоте холодных («После путины», «Новороссийская бухта», «Крейсер «Кутузов» и др.) или теплых тонов («Сухогруз»).

Не вызывает сомнения мастерство молодой художницы в организации картинного поля. На выставке практически нет этюдов. Только композиционно и образно завершенные полотна, даже малоформатные. Картинам Натальи Шалагиной присуще то родовое свойство любого искусства и, в высшей степени изобразительного, которое мы определяем как понятия «гармонии» или «художественности». Если под понятием «художественность» подразумевать уровень организации жизненного материала на картинной плоскости, то нужно признать, что работы Н. Шалагиной гармоничны и уравновешенны и по цвето- тоновой гамме, и по ритмам цветовых и пластических масс, и по форме и масштабу цветовых пятен. Н. Шалагина умеет одухотворить само пространство своих пейзажей. Глядя на них, вспоминаешь, что гармония в традиции русского искусства всегда имела духовный смысл.

Для художницы в целом характерно поэтически-созерцательное отношение к природе, поэтому созданные ею пейзажные образы, независимо от характера мотива - «чистой природы», морские, архитектурные, всегда несут яркую эмоциональную окраску. Чего не скажешь о портретах. Хотя оценка художественных качеств портретов на основании двух-трех работ может быть необъективной. Правда, автор уверенно строит формы, вписывает фигуры в пространство, передает внешнее сходство, но портретам не хватает вдохновения, того видимого удовольствия, с которым создаются пейзажные полотна.

В общей картине мира, созданного воображением и талантом Н. Щалагиной, несколько особняком стоят работы «Се ля ви» и «Вакханки». Здесь художница отказалась от своего метода, основанного на работе с натуры, и обратилась к монтажному принципу решения композиции. Крупноформатное полотно «Се ля ви» привлекает внимание и размерами, и содержанием, и необычностью образного решения. Множество фигур, тесно сгруппированных по вертикали в замкнутом пространстве первого плана, несут в себе сложный и многозначный символический подтекст, ясный и доходчивый для одних и представляющий сплошной ребус для других, незнакомых с историей искусства. Можно понять стремление молодого автора выразить свои представления о мире в самом широком плане. Ведь концептуальное изоискусство стало исключительно популярным и востребованным в молодежной живописи еще с 70-ых годов прошлого века. И естественно, что автора увлекает задача найти прямую взаимосвязь между своей идеей и ее внешним выражением. Но холодность и рассудочность в образном отражении мира вообще-то не свойственны мироощущению Натальи Шалагиной. Может быть, поэтому картине не хватает художественной убедительности. Но в целом стремление к расширению сюжетного и жанрового диапазона, круга изобразительных средств можно только приветствовать.

Сюжетно-тематический репертуар Натальи Шалагиной пока не очень разнообразен, но налицо богатство изобразительно-выразительных приемов: живопись гладкая и фактурная, подробная с перечислением деталей и обобщенная; цветовая гамма нюансная и контрастная, строится то на сближенных тонах, то на резких противопоставлениях; рисунок, то мягкий и плавный, то резкий, четкий, конструктивный. Гибко и толково используя разные средства с учетом характера мотива, автор добивается художественной убедительности образов.

О таких художниках, как Наталья Шалагина, говорят, что они родились «с кистью в руке». Автор выставки обладает живым, тонким, разнообразным художественным языком, остро чувствует и передает гармонию и великую силу природы. Как истинный художник, Наталья Шалагина не копирует и не описывает природу, а переводит ее на холст средствами живописи, создавая собственные, неповторимые образы, то светлые и звонкие, то элегические и грустные, то романтически-напряженные.
 

2017