Серия графических работ «Атамань» Натальи Шалагиной
Тематика художественных произведений молодого новосибирского художника Натальи Шалагиной разнообразна: архитектурные и природные пейзажи, портреты и натюрморты, этнографические зарисовки. Работы автора отличают лаконичность, точное цветовое решение, а главное, внимательное, деликатное отношение к объекту изображения, умение с помощью художественных средств найти необходимое решение и верную концепцию картины.
Уже с первых шагов по выставочному залу, в котором экспонируются работы художника, ощущается особая духовная атмосфера. Она исходит от художественного пространства произведений, насыщенного мыслью и энергией автора. Несомненную ценность представляет графическая серия «Атамань», поистине наполняющая зрителя поэзией:
Таких красот, как на Кубани
Нигде не встретить, не найти.
Была я нынче на Тамани.
Случайно завели пути. (С.Донченко)
После окончания Новосибирского художественного училища в период с 2008 по 2012 гг. у Н.Шалагиной состоялись длительные поездки на Черноморское побережье Краснодарского края. Южное солнце, теплый морской воздух и местный колорит закружил молодого автора. Она много и плодотворно работает в разнообразных техниках, не боится экспериментировать, пишет портреты близких ей людей, постигает красоту многоликой природы, ее различных состояний, поэзию архитектуры в ее взаимоотношениях с ландшафтом. В этот период совершенствуется не только художественный почерк и знание законов реалистического рисунка: точности пропорций, анатомического строения, лепки формы и передачи пространства, построение композиции, что, бесспорно важно, но и развивается острая наблюдательность, убедительность психологических характеристик.
Своеобразной творческой Меккой для Н.Шалагиной стал музей под открытым небом –выставочный комплекс «Атамань», расположенный на берегу Таманского залива в станице Тамань Краснодарского края, – природный этнографический эталон кубанской казачьей культуры, чрезвычайно разнообразной, красивой и щедрой. Неудивительно, что именно здесь у художника появилась серия графических работ, позволяющих зрителю перенестись на сотни лет в прошлое, почувствовать дух казачества, его неповторимую харизму. Декоративны и лаконичны фольклорные мотивы: белостенные курени с домоткаными ковриками на полу; увлеченные беседой красивые казачки; лодки и сети на морском побережье; борщевня и кузница, рядом с которой терпеливо стоят кони; бородатый торговец с богатейшими дарами кубанской земли… Этнографические рисунки имеют особую ценность для художника. Быстрые натурные зарисовки уличных сценок, пейзажей составляют драгоценный материал для творческой памяти, упражнения для глаза и руки, уникальную сокровищницу личных впечатлений.
Графические листы серии «Атамань» дышат теплом и любовью, они выполнены на цветной бумаге теплых охристых тонов темперой и карандашом с использованием акрила. Композиция строится на сочетании линии и тона, контрасте темного и светлого. Рисунки раскрывают стремление к упрощенным формам и локально окрашенным объектам, в них нет тональных растяжек, штриховой моделировки. Графика Шалагиной трехцветна, однако автору удается передать солнечную атмосферу, создать у зрителя ощущение южного теплого воздуха. Глядя на спокойные ритмы линий, искусное сочетание цветовых пятен, в душу зрителя вливается покой. Солнечность – характерная черта творчества художника. Она проявляется не только в выбранном фоне, колорите, есть еще духовное, не очевидное проявление этой солнечности, и, возможно, именно оно лежит в основе силы притяжения картин автора, несущих целительную энергию.