Звонкое солнце, согревающее нежно-зеленую свежую траву, цветущий миндаль, птичий щебет… ощущение весны, молодости и счастья буквально завораживает зрителя, вырываясь из полутораметровой рамы, как из окна, прямо в выставочный зал. Пейзаж настолько светел и ярок, что чувствуется его свечение в зале. С таких впечатлений начинается одна из выставок молодого новосибирского художника Натальи Шалагиной. Следом «окно» в сибирскую зиму, затем осень, лето, опять зима. Галерея пейзажей, открывающая экспозицию, демонстрирует различные методы работы над картиной. Здесь есть пейзажи, выполненные с натуры и написанные по памяти в мастерской, по представлению и в результате компиляций пленэрного материала. Все пейзажи в равной степени убедительны, реалистичны и оставляют чувство мастерства и большого зрительного опыта автора.
Красота и гармония окружающего мира – основная тема творчества Натальи. Это находит неизменный отклик у зрителя, искушенного революционно-провокационными идеями современного искусства. В рамках двухлетнего выставочного проекта «Любовь к малой Родине» экспозицию работ Натальи Шалагиной увидели жители города и всех районов Новосибирской области. И везде – неизменный успех и аншлаг. Причина кроется не только в том, что подобные события редкость для районных культурных центров, хотя и это так. Настоящее большое искусство всегда в своей основе содержит «вечные темы», поэтому понятно и близко не только профессионалу, но и «неподготовленному» зрителю, не умеющему и не желающему искать в полотнах художников «злобу дня», скрытые смыслы или философские концепции.
Стремление найти в окружающей действительности красоту и гармонию неизменно в каждой работе и наблюдается еще в детском творчестве Натальи. Ранние работы отмечены поисками разнообразия оттенков одного цвета, неординарными способностями в рисунке и композиционном построении сюжета («Телятник»,1998 г.).
Образование, полученное в Новосибирском художественном училище, стало фундаментом профессионального владения приемами академической живописи и рисунка, построения композиции, сформировало систему эстетических представлений художника.
В лучших традициях академической живописи и с большой любовью выполнен портрет деда («Дедушка», 2007 г.). Степень мастерства этой работы и сегодня ставит ее в ряд лучших работ автора. Освещенный дальний план и мягкие теплые рефлексы в затененном первом плане, умелая моделировка форм и объемов. Тонкий психологизм портрета подчеркнут характерной старческой осанкой, жестами рук, мягкой лепкой мимики пожилого человека, задумчивым, устремленным мимо зрителя взглядом. Беззастенчиво пользующийся добротой хозяина кот улегся прямо на руку старика, которой он опирается на низкую лавку. На дальнем плане виднеется брошенный велосипед, наводящий на мысль об ушедшей молодости и быстротечности бытия.
С 2008 по 2012 г. Наталья Шалагина совершает длительные поездки на Черноморское побережье Краснодарского края. Это особый период творчества сибирского художника, благодатный и плодотворный. Богатство форм и красок южной природы захватывает, заставляет много работать и искать новые формы выразительности. В одной из первых южных работ – небольшом этюде «Персики» (2008 г.),–крупный мазок передает спелость зрелых плодов и необычные для сибирского глаза цветовые сочетания игры ярко-желтого солнца на голубой листве персикового дерева. Этюд написан свежо, сочно, смелыми контрастными отношениями. В нем уже проявляется то свойство живописи автора, которое мы не видим в более ранних работах и которое так основательно разрабатывается в дальнейших полотнах южного периода. Появляется новый характерный мазок – геометричный, крупный, не боящийся нарушить воздушную перспективу. Художник умело использует этот прием на первых планах, эффектно вылепливая массы форм, и нивелирует границы мазка на дальних планах, сообщая работам глубину и воздух пространства («Вечер на Тамани», 2009 г.). «Портрет бабушки» (2010 г.) обнаруживает еще ту, традиционную, лепку формы лица, что и в ранних портретах, но новый прием работы использован в разработке второстепенных деталей – зелени растений, служащих фоном портрету.
Носит в себе следы этих поисков полотно «Зимний вечер» (2009 г.), так не похожее на зимние сибирские пейзажи. В этом этюде теплой южной зимы, написанном в мастерской, автора волнуют не столько достоверность зрительных образов, сколько эмоции ими вызываемые. На первом плане стоит не «похожесть» на натуру, а ее внутренняя суть и свежесть впечатления, которое она производит. Этюды «Местечко», «Южный тополь» –это восхищение сибирского художника красками южной природы. Здесь автор также опускает детали изображения, восхищаясь живописностью среды. Тема обобщений и широкого мазка разрабатывается и в полотнах более декоративного характера («Павлины», «Стрекозы»), и в пейзажных этюдах («Вечер на Тамани», «Сочи» (все 2009 г.)), достигая удивительного звучания в работах морской тематики «Новороссийская бухта», «После путины», «Большой Утриш» (2010-2011 гг.).
Поиски выразительности в лаконизме широкого мазка присутствуют и в натюрмортных работах автора. Так этюд «Золотой ус» начинает разработку этого приема, а в «Натюрморте с самоваром» (оба 2011 г.) он использован смелее и достигает определенной звонкости и высоты.
Соотношения крупных тональных пятен наблюдаются в графической серии «Тамань», выполненной в тот же период времени. Зарисовки серии отличают выразительность, достигнутая сочетанием двух-трех тонов без тщательной штриховой моделировки и тональных растяжек, а также декоративность фольклорных мотивов и лаконичная стилизация форм.
Вернувшись в Сибирь, автор в некоторой степени возвращается и к старой технике. Характерный мазок и смелые цветовые эксперименты остались запечатленными в южных полотнах. Суровая северная природа, требующая более тонких нюансных цветовых отношений, заставляет автора вновь менять стиль работы. Появляются тонально сближенные оттенки цвета, списанность мазка – методы, обусловленные характером изображаемого. Тонкий лиризм и колористическая гармония работы «Мой город» (2013 г.) и даже яркая работа «Одинокая осень» обнаруживают приемы, активно разрабатывавшиеся на юге, но написаны они более сдержанно, колорит становится тоньше, нюанснее. Эта разница очевидна при сравнении работы «Полдень» (2014 г.) с летними этюдами, выполненными на юге, например, «Сочи» (2009 г.). Своеобразными репликами летне-южных методов автора, отголоском той техники и стилистики являются работы 2014 года «В парке» и «Лучи солнца», построенные на характерном для художника приеме противопоставления теплых и холодных тонов.
Среди новых работ автора выделяется полотно «Весна» (2015 г.)– творческая, сюжетная работа, написанная в Новосибирске на основе южных этюдов. В центре композиции раскидистое дерево – цветущий миндаль. Две птицы в свитом гнезде, пара велосипедов под деревом, ствол которого символично разделяется надвое, женская шляпка на одном из багажников очень красноречивы. В воздухе весна и любовь, мирообразующее слияние мужского и женского начал, дающих жизнь новому, поющих гимн самой жизни.
Симпатизируя академической школе живописи, в своих творческих поисках Наталья Шалагина ориентируется на русских художников рубежа XIX-XX веков: И.Н. Крамского, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.Я Головина, К.И. Горбатова. Имея ориентиром в своей работе лучшие достижения отечественной реалистической школы, автор находится в постоянном творческом поиске новых индивидуальных средств выражения, пробует различные техники письма, находит новые средства смысловой выразительности. В различных работах Натальи Шалагиной можно увидеть и импрессионистическую свежесть впечатлений, и отдельные черты соцреализма, и постмодернистскую эстетику, и черты современного фотореализма. Но, однако, эти поиски не уводят автора настолько далеко, чтобы стать целью и смыслом творчества.
Сквозной темой и объектом изображения по-прежнему остается художественный образ прекрасного мира, гармонии природы и человека. Даже городские пейзажи автора – это идиллическая утопия уютных и чистых улочек, скверов, гармоничной красоты широких проспектов и архитектурных ландшафтов.
Отмечая направления тематической и стилистической ориентированности художника, нельзя, впрочем, утверждать однозначно, что автору чужды проблемы современности. Философские размышления художника вылились в масштабную экзистенциальную драму в работе «Се ля ви» (2015 г.). Посредством цитирования произведений искусства прошлого и настоящего автор рисует удивительную картину истории человечества. В диалоге культур рождается истина о неизменности на протяжении тысячелетий человеческих добродетелей и пороков. Жизненный путь человеческой души и противопоставление ее качеств поднимают онтологические вопросы бытия, доходят до высоты предвидения судеб мира. Не зря названием этой работы стала французская поговорка, которую произносят, разводя руками: «Ничего не поделаешь, такова жизнь»…
Наталья Шалагина – художник молодой, ищущий. И подводить под ее творчество какие-либо определения и классификации было бы несвоевременно. Без сомнения, впереди широкая творческая дорога кропотливого труда, озарений и разочарований, творческих разработок и находок, становление авторского почерка и стиля, тех удивительных граней творчества, по которым мы всегда безошибочно узнаем настоящего мастера...