Main menu

О творчестве Натальи Шалагиной
Вавилова Полина
искусствовед, старший научный сотрудник Национальной художественной галереи «Хазинэ».

«В живописи первое условие есть сила световая, второе - характер тона…» - отмечал известный художник-импрессионист Ян Францевич Ционглинский. В работах Натальи Шалагиной вы найдете все и сразу. Будь то пейзаж или портрет: ее картины – это свет и цвет в их гармоничном сочетании.

Член Творческого союза художников России, обладатель серебряной медали Российской академии художеств - Наталья Шалагина, больше известна как мастер пейзажной живописи. Особняком в творчестве автора стоят городские пейзажи. С особым чувством подходит художница к написанию мест, которые стали близки ее сердцу. К таким работам относится цикл «Пленэр в Германии», который Наталья выполнила в 2019 году. Улочки города, заполненные фахверковыми домами, наполнены светом. Четко мастер разделяет закатное и рассветное солнце. Запечатлено мгновение, которое дано с учётом освещения, времени суток и погоды. Выразительными линиями создает художница блики солнца, играющие на стенах и крышах строений. Условность изображения воплощает атмосферу сказки. Так, в картине «Германия. Уже ночь» (2019) такое ощущение дано при помощи неба. Вдохновившись произведением «Звёздная ночь» (1889) Винсента Ван Гога, автор пишет над крышами домов мелкими мазками спиральную композицию.

Интересно стилистическое решение работ Натальи Шалагиной. Свет, который показывает мастер, отказ от мельчайших деталей, использование этюдных мазков, энергичных и крупных, а также раздельное их наложение роднит картины художницы с произведениями импрессионистов и постимпрессионистов. Так, Наталья часто обращается к такому направлению в живописи как пуантилизм. Точечной техникой может быть выполнена часть композиции. Так в работе «Германия. После праздника» (2019) небо и брусчатка написаны мелкими касаниями кисти. Такое решение призвано воссоздать облик предмета, его структуру. Примечательны произведения, написанные полностью в описываемом стилистическом направлении. Так, например, картина «Козья тропа. Чемал» (2021) изображает горный пейзаж. Движение природы, таким образом, ее «вибрации» создают ощущение, что мир на полотне оживает.

Цикл портретных работ представлен в основном образами близких для Натальи Шалагиной людей. С особой любовью и нежностью пишет она фигуры тех, кто ее окружает. Примечательно, что в произведениях такого плана художница также активно работает с цветом и светом, таким образом оживляя полотна. Обратимся к произведению «Бабушка», которое было выполнено в 2010 году. Оттенки зеленого на фоне в сочетании с бежевым платьем портретируемой придают мягкость работе. Здесь нет активных и резких мазков, таких, как мы видели в пейзажных произведениях. Они уступают место более плавным и легким движениям, что создает спокойную и уютную атмосферу. Наталья Шалагина разместила фигуру бабушки на стуле в легком повороте, таким образом художница старается уйти от статичного изображения. Интересна техника мастера. В лучших традициях импрессионизма пишет Наталья Шалагина растительность. Пастозные, активные мазки передают структуру листьев, их легкость. Более плотный слой использует художница для воссоздания материала платья. Блики солнца на лице и одежде автор дает при помощи крупных пятен цвета, что отражает движение, наполняющее природу, изменения воздуха, света.

Многие портретные работы Наталья Шалагина дополняет сюжетной составляющей. В картине «Звезда прадеда» (2015) художница изображает двух детей, которые рассматривают орден Отечественной войны. Связь младшего поколения и старшего здесь показана через предметы. Память о людях, которых уже нет с нами, хранят их вещи. Так, мастер без конкретных образов показывает нам преемственность поколений. Композиция выстроена таким образом, будто Наталья стала невольным наблюдателем происходящей сцены, что придает полотну камерность. Свет, наполняющий комнату через оконный проем, написан мягкими оттенками. Блики солнечных лучей играют на листьях растений и медленно переходят к фигурам детей. Приглушенные цвета показывают сцену возвышенно, что еще раз подчеркивает глубину представленной темы и значимость происходящего. Примечательны графические работы Натальи Шалагиной, выполненные преимущественно темперой, тушью и шариковой ручкой. Описываемые произведения можно разделить на две группы: выполненные в цвете и монохромные. Так, к первой из них относится серия работ «Алтайскими дорогами» 2021 года. Художница дает образ природы с нарочитой декоративностью. Четкие линии, выразительные образы, условность – все это создает картину-впечатление. Словно ослепленный ярким солнцем, зритель смотрит на полотна: перед ним предстает сиюминутное мгновение, которое застыло на бумаге.

Черно-белые графические произведения в основном представлены городскими пейзажами. Обращаясь к серии «Пленэр в Германии» (2019), можно отметить, что монохромные образы даны без каких-либо оттенков. Однако и в таких работах можно уловить солнечные лучи на деревьях и понять точное время суток. Черные крупные пятна, чередуясь с белой поверхностью бумаги, создают образы, близкие к трафаретным. Такая условность отлично подходит для архитектурных образов Германии. Каждое место узнаваемо, имеет индивидуальные особенности. Так, мастер ставит для себя цель передать характер местности и «описать» ее на полотне.

Художница Наталья Шалагина, опираясь на традиции импрессионизма и постимпрессионизма, а также свое виденье, создает работы, полные света и цвета. Показывая движение природы, ее малейшие «вибрации», мастер при помощи крупных, энергичных мазков рисует на полотне впечатление. Так «художник света и цвета» показала людям яркий, полный света и тепла мир, где все живет и дышит.

2023
Яндекс.Метрика